Как нас заставляют покупать больше?
Как выжить и не разориться в обществе потребления?

Как выжить и не разориться в обществе потребления?
«И зачем я это купила?» – восклицаете вы, разбирая дома очередной пакет из супермаркета с ненужными продуктами. Вроде бы выходили за хлебом и молоком, а принесли в итоге целую кучу йогуртов, сыров, конфет. Или вместо одной необходимой юбки купили десяток шарфиков, ремней, накидок и футболок. И все вроде недорого – на скидках, но кошелек практически пуст, а до зарплаты – месяц без двух дней.
Ученые-социологи уже давно пришли к выводу, что основная цель современных людей – это потребление. Мы постоянно хотим обладать все новыми и новыми вещами, которые, по большому счету, не улучшают качество жизни.
Заводы и фабрики во всем мире работают для того, чтобы магазинные полки не пустовали. А целые армии психологов, маркетологов, рекламных агентов и мерчандайзеров изобретают все новые способы заставить нас покупать больше.
Задумайтесь всего на минуту. Вам действительно необходимы все те платья, что уже не помещаются в шкафу, или для комфортной жизни хватило бы трех-четырех вариантов? Телефон последней модели звонит лучше, чем ваш предыдущий аппарат? Продолжать можно бесконечно, но ответ и так очевиден: в большинстве случаев мы покупаем, повинуясь необъяснимым импульсам, которые не имею ничего общего со здравым смыслом.
Давайте разберемся, как же нас заставляют покупать больше того, что нам действительно необходимо.
Есть целая наука и отрасль деятельности, которая занимается исключительно тем, что заставляет нас больше покупать. Умению продавать учат в университетах, а затем хороших специалистов зазывают в штат самые успешные компании.
Маркетологи разработали множество уловок, которые сажают нас на крючок потребления. Вот лишь некоторые из них:
Это лишь самые простые примеры популярных маркетинговых стратегий. Чтобы описать их все, создают учебники и даже монографии.
Давайте снова обратимся к опыту, который есть у каждого из нас. Вы приходите в магазин, видите товар со скидкой 50% и покупаете его, хотя не собирались.
В большинстве случаев, даже продавая товар со скидкой, магазин все равно получает прибыль. Но к тому же еще распродает залежавшиеся модели или продукты с истекающим сроком годности.
Экономия, которая поначалу кажется очевидной, в итоге не всегда оправдана: качество вещи может оказаться плохим, а продукт может испортиться раньше, чем попадет к вам на стол.
Кроме того, есть еще одна уловка, которой часто пользуются накануне традиционных распродаж: в конце сезона, перед праздниками и т.д. Продавцы приклеивают к вещам ценники с заведомо завышенной ценой, а сверху выставляют скидку. Покупатель радуется экономии, но на самом деле покупает вещь дороже, чем она стоит в обычные дни.
Казалось бы, всех уже тошнит от телевизионной и наружной рекламы. Неужели она на кого-то действует? Еще как!
Вот только методы воздействия стали тоньше, они не так бросаются в глаза. Если раньше нам говорили о том, что товар самый лучший и эффективный, то теперь основной упор делается на его эксклюзивность.
Да, это платье очень дорогое, зато вы не встретите в городе еще двадцать человек в том же наряде. Но сможете увидеть его на актрисе, которая получает Оскар.
Эта уловка действует безотказно. Особенно, когда к рекламной игре подключаются сильные мира сего.
Актер Леонардо Ди Каприо
Процесс выглядит следующим образом:
Конечно же, ваше положение в обществе от этого не меняется. Но вы начинаете чувствовать себя причастным к определенному кругу людей, в который просто так попасть не можете. А себе и окружающим продолжаете говорить, что телефон купили потому, что он превосходит другие модели по техническим характеристикам. Готово, вы на крючке!
Чтобы этого не происходило, прежде чем купить что-то, взвешивайте, насколько товар вам нужен, сравнивайте цены и характеристики. Чем более осознанно вы подойдете к покупкам, тем сложнее станет вами манипулировать.